4 четверть
Готовимся к контрольной работе по литературе (18.05.21)
1. Фольклор – это …
а) устное народное творчество;
б) небольшие произведения для детей: колыбельные, загадки, считалки и т.д.
в) сказки, придуманные народом;
Какой из
перечисленных жанров не является фольклорным?
а) Сказка б) Роман в) Пословица
2. Татьяна в
произведении И.С. Тургенев «Муму», уезжая с мужем в деревню, поцеловала на прощанье
Герасима, потому что:
а) существовал такой обычай перед дальней дорогой; б) они были друзьями;
в) она оценила его доброту, в знак благодарности;
Определите, из какого
произведения взят данный фрагмент.
«Одарённый
необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и
весело было смотреть на него…»
а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка» б) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
в) И.С. Тургенев «Муму»
3. Какой из
перечисленных жанров не является фольклорным?
а) Басня б) Загадка в) Прибаутка
Определите, из какого
произведения взят данный фрагмент: «Не могу же я писать и думать в одно и то же
время».
а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка» б) С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
в) А.П. Платонов «Неизвестный цветок »
4. Определите, из
какого произведения взят данный фрагмент. «Нрава она была весьма смирного, или,
лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие,
других боялась смертельно…»
а) В.А. Жуковский «Спящая царевна» б) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
в) И.С. Тургенев «Муму»
В какой сказке вам
встречалось говорящее зеркальце?
а) В.А. Жуковский «Спящая царевна» б) А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» в) «Царевна-лягушка»
5. Определите, из
какого произведения взят данный фрагмент.
«Если бы я слушалась
вас, я бы только и делала, что думала, думала, думала, и под конец, наверное,
сошла бы с ума или придумала бог знает что… Но, к счастью, я вас не слушаюсь…»
а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка» б) С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
в) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»
Определите, из какого
произведения взят данный фрагмент.
«Хворый-то придумал
дробовичок завести и на охоту повадился. И всё, слышь-ко, к Красногорскому
руднику ходит, а добычи домой не носит».
а) В.П. Астафьев «Васюткино озеро» б) Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»
в) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»
6. Выпишите из данного фрагмента олицетворение.
… Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Выпишите из данного
фрагмента эпитет(ы).
Унылый, сумрачный бурлак!
Каким тебя я в детстве знал,
Таким и ныне увидал…
7.Поэт, учившийся в
Царскосельском лицее.
а) А.С. Пушкин б) М.Ю. Лермонтов в) М.В. Ломоносов
Поэт, окончивший
Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге.
А) А.С. Пушкин Б) С.А. Есенин В) М.Ю. Лермонтов
8. Соотнесите
определения с соответствующими видами тропов.
А) художественное (образное) определение предмета (явления), выраженное преимущественно прилагательными |
1) метафора |
Б) один из основных художественных приемов, перенесение свойств одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту на другой |
2) сравнение |
В) изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим |
3) эпитет |
Соотнесите
определения с соответствующими видами тропов.
А) художественное (образное) определение предмета (явления), выраженное преимущественно прилагательными |
1) аллегория |
Б) Литературный приём, в основе которого лежит иносказание. Этот приём часто используется в баснях. |
2) олицетворение |
В) художественный приём, особый вид метафоры, перенесение черт живого существа на неодушевлённые существа на неодушевлённые предметы или явления. |
3) эпитет |
9. Подберите как
можно больше эпитетов для описания ВЕЧЕРА.
Подберите как можно
больше эпитетов для описания НЕБА.
10. Зевса, Юпитера,
Перуна объединяет то, что они
А) боги грозы и грома Б) боги плодородия В) боги любви
С именем какого героя
связаны данные подвиги: «Немейский лев», «Авгиевы конюшни», «Яблоки Гесперид»?
А) Зевс Б) Гермес В) Геракл
11. Тема повести И.С.
Тургенева «Муму»
А) осуждение крепостного права, калечащего судьбы людей
Б) противопоставление крепостников и крепостных В) судьба Герасима
Почему Солоха из
произведения Н. Гоголя «Ночь перед Рождеством» стремилась поссорить Чуба и
Вакулу?
А) из-за своего злого нрава Б) следовала советам черта
В) старалась не допустить свадьбы Оксаны и Вакулы
12. Определите художественные средства:
а) …Зима недаром злится,
Прошла ее пора…
б) …Румяный светлый хоровод
Толпится весело за ней…
в) …Крест под облаками,
Как свеча, горит…
Определите
художественные средства:
А) Как бешено, в избытке свежих сил,
В стремительности радостно-звериной,
Он красоту от смерти уносил!
Б) Мне навстречу, как серёжки,
Прозвенит весёлый смех.
В) Тёмным елям снится
Гомон косарей.
13. Соотнесите произведения с родом литературы.
А.Эпос (проза) Б.Лирика (поэзия) В.Драма
1). С. Маршак «Двенадцать месяцев»
2). А. Твардовский «Рассказ танкиста»
3). И. Тургенев «Муму»
4). Басни И. Крылова
5). П. Бажов «Медной горы Хозяйка»
Ответ: А._______________Б._________________В.______________
13. Соотнесите произведения с родом литературы.
А. Эпос (проза) Б. Лирика (поэзия) В.Драма
1) С. Есенин «Топи да болота…»
2) А.С. Грин «Алые паруса»
3) С.Я. Маршак «12 месяцев»
4) А. Фет «Чудная картина»
5)
А. Твардовский «Рассказ танкиста
Ответ: А._______________Б._________________В.______________
14.Соотнесите автора и произведение
1.А.С. Пушкин |
А) «Приключения Тома Сойера» |
2. Марк Твен |
Б) «Муму» |
3.М.Ю.Лермонтов |
В) «Крестьянские дети» |
4.Л.Н.Толстой |
Г) «Бородино» |
5.А.А.Погорельский |
Д) «Ночь перед Рождеством» |
6.И.С.Тургенев |
Е) «Мальчики» |
7.Н.А.Некрасов |
Ж) «Кавказский пленник» |
8.Н.В.Гоголь |
З) «Медной горы хозяйка» |
9.А.П.Чехов |
И) «Черная курица или подземные жители» |
10. П.П.Бажов |
К) «Зимний вечер» |
Соотнесите автора и произведение
1.В.П. Катаев |
А) «Приключения Тома Сойера» |
2.М. Твен |
Б) «Алые паруса» |
3. Н. Рубцов |
В) « Муравей и Жук» |
4. А.С. Пушкин |
Г) «Снежная королева» |
5.Х.К. Андерсен |
Д) «Сын полка» |
6. Русская народная сказка |
Е) «Кавказский пленник» |
7.Эзоп |
Ж) «Неизвестный цветок» |
8.Л. Н. Толстой |
З) «Лиса и журавль» |
9.А.П. Платонов |
И) «Родная деревня» |
10. А. Грин |
К) «Няне» |
На краю пустыря Даша почувствовала благоухание. Она поглядела вокруг. Вблизи никаких цветов не было, по тропинке росла одна маленькая травка, а пустырь был вовсе голый; но ветер шел с пустыря и приносил оттуда тихий запах, как зовущий голос маленькой неизвестной жизни. Даша вспомнила одну сказку, ее давно рассказывала ей мать. Мать говорила о цветке, который все грустил по своей матери – розе, но плакать он не мог, и только в благоухании проходила его грусть.
«Может, это цветок скучает там по своей матери, как я» – подумала Даша.
Она пошла в пустырь и увидела около камня тот маленький цветок. Даша никогда еще не видела такого цветка – ни в поле, ни в лесу, ни в книге на картинке, ни в ботаническом саду, нигде. Она села на землю возле цветка и спросила его:
– Отчего ты такой?
– Не знаю, – ответил цветок.
– А отчего ты на других непохожий?
Цветок опять не знал, что сказать. Но он впервые так близко слышал голос человека, впервые кто-то смотрел на него, и он не хотел обидеть Дашу молчанием.
– Оттого, что мне трудно, – ответил цветок.
– А как тебя зовут? – спросила Даша.
– Меня никто не зовет, – сказал маленький цветок, – я один живу.
Даша осмотрелась в пустыре.
– Тут камень, тут глина! – сказала она. – Как же ты один живешь, как же ты из глины вырос и не умер, маленький такой?
– Не знаю, – ответил цветок.
Даша склонилась к нему и поцеловала его в светящуюся головку.
(А. Платонов «Неизвестный цветок»)
Меж Лонгреном и Меннерсом, увлекаемым в штормовую даль, было не больше десяти сажен еще спасительного расстояния, так как на мостках под рукой у Лонгрена висел сверток каната с вплетенным в один его конец грузом. Канат этот висел на случай причала в бурную погоду и бросался с мостков.
-- Лонгрен! -- закричал смертельно перепуганный Меннерс. -- Что же ты стал, как пень? Видишь, меня уносит; брось причал!
Лонгрен молчал, спокойно смотря на метавшегося в лодке Меннерса, только его трубка задымила сильнее, и он, помедлив, вынул ее из рта, чтобы лучше видеть происходящее.
-- Лонгрен! -- взывал Меннерс. -- Ты ведь слышишь меня, я погибаю, спаси!
Но Лонгрен не сказал ему ни одного слова; казалось, он не слышал отчаянного вопля. Пока не отнесло лодку так далеко, что еле долетали слова-крики Меннерса, он не переступил даже с ноги на ногу. Меннерс рыдал от ужаса, заклинал матроса бежать к рыбакам, позвать помощь, обещал деньги, угрожал и сыпал проклятиями, но Лонгрен только подошел ближе к самому краю мола, чтобы не сразу потерять из вида метания и скачки лодки. "Лонгрен, -- донеслось к нему глухо, как с крыши -- сидящему внутри дома, -- спаси!"
Тогда, набрав воздуха и глубоко вздохнув, чтобы не потерялось в ветре ни одного слова, Лонгрен крикнул:
- Она так же просила тебя! Думай об этом, пока еще жив, Меннерс, и не забудь!
Тогда крики умолкли, и Лонгрен пошел домой. Ассоль, проснувшись, увидела, что отец сидит пред угасающей лампой в глубокой задумчивости. Услышав голос девочки, звавшей его, он подошел к ней, крепко поцеловал и прикрыл сбившимся одеялом.
-- Спи, милая, -- сказал он, -- до утра еще далеко.
-- Что ты делаешь?
-- Черную игрушку я сделал, Ассоль, -- спи!
15.1. Как вы
объясните слова , которые отец сказал маленькой Ассоль: «Черную игрушку я сделал...»?
Готовимся к контрольной итоговой работе по РРЛ (27.04.21)
1. Выберите неправильный ответ.
Родная литература – это…
А. Огромное хранилище духовно-нравственных
ценностей. Б. Средство познания мира,
она помогает нам понять, «что такое хорошо и что такое плохо» В. Источник воспитания духа, личности. Г. Собрание произведений русских авторов.
2. Выберите неправильный
ответ. Работа с текстом родной литературы…
А. Расширяет кругозор человека.
Б. Обогащает словарный запас.
В. Приучает к вдумчивому
чтению. Г. Помогает скоротать время.
3. Фольклор – это…
А. Особый вид
творчества, сохранивший связь с древним мышлением и пониманием слова.
Б. Устное народное
творчество. В. Набор произведений на различные темы.
Г. Русские народные
сказки.
4. Кто является автором фольклорного
произведения?
А. Народ. Б.
Поэт. В. Летописец. Г. Писатель.
5. Определите, к какому жанру устного народного творчества
относится следующее определение: «Жанр
русского фольклора, героико-патриотическая песня о богатырях и
исторических событиях».
А. Сказка. Б. Былина. В. Потешка. Г. Пословица.
6. Определите жанр. Сказка
– это…
А.
Краткий рассказ нравоучительного характера.
Б.
Занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях животных и
человека, часто с участием волшебных, фантастических сил.
В.
Сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о
происхождении всего сущего.
7. Какие из перечисленных жанров не относятся к фольклору?
А. Загадка. Б. Пословица. В. Повесть.
Г. Рассказ. Д. Сказка. Е. Поговорка
8. Какой из перечисленных жанров не
относится к малым жанрам фольклора?
А.
Сказка. Б. Поговорка В. Частушка. Г. Загадка.
9. Определите изобразительно-выразительные средства в строках стихотворения
П.А.Вяземского «Первый снег»:
1. Эпитет |
А. На празднике зимы красуется земля. |
2. Сравнение |
Б. Блестящей скатертью подёрнулись долины. |
3. Олицетворение |
В. Здесь снег, как легкий пух,
повис на ели гибкой. |
1 - , 2 - , 3 -
.
10. Определите изобразительно-выразительные средства в строках
стихотворения П.А.Вяземского «Первый снег»:
1. Эпитет |
А. Вчера еще стонал над онемевшим садом ветр скучной осени.
|
2. Сравнение |
Б. В душе
блеснула радость, как искры яркие на снежном хрустале. |
3. Олицетворение |
В. Иль мглой волнистою клубилися над бором. |
1 - , 2 - , 3 -
.
11. Соотнесите
начало и продолжение пословицы.
1. Слово — не воробей, |
А. люби и саночки возить. |
2. С кем хлеб-соль водишь, |
Б. от того и наберешься. |
3. С кем поведешься, |
В. а хуже стрелы разит. |
4. Любишь кататься, |
Г. вылетит — не поймаешь. |
5. Слово - не стрела, |
Д. на того и походишь. |
1 - , 2 - , 3 -
, 4 - , 5 - .
12. Соотнесите
начало и продолжение пословицы.
1. Маленькое дело |
А. а руки делают. |
2. Под лежачий камень |
Б. лучше большого
безделья. |
3. Что ни делается, |
В. а служба службой. |
4. Глаза боятся, |
Г. и вода не течет. |
5. Дружба дружбой, |
Д. все к лучшему. |
1 - , 2 - , 3 -
, 4 - , 5 - .
13. Соотнесите автора и
произведения:
1. В.И.Даль |
А. «Два
товарища» |
2.
А.Аверченко |
Б.
«Березовая роща» |
3.
Л.Н.Толстой |
В. «Что
значит досуг?» |
4.
Е.А.Пермяк |
Г. «Старый
повар» |
5.
К.Г.Паустовский |
Д.
«Рождественский день у Киндяковых» |
6.
М.М.Пришвин |
Е.
«Предательская колбаса» |
7.
А.П.Гайдар |
Ж. «Старик
Хоттабыч» |
8.
Л.И.Лагин |
З. «Тимур
и его команда» |
1 - , 2 - , 3 -
, 4 - , 5 - , 6 -
, 7 - , 8 - .
14. Соотнесите автора и произведения:
1. К.Г.Паустовский |
А. «Старик
Хоттабыч» |
2. М.М.Пришвин
|
Б. «Елка в
капельке» |
3.
Л.Н.Толстой |
В. «Что
значит досуг?» |
4.
А.И.Куприн |
Г. «Заячьи
лапы» |
5. В.И.Даль |
Д. «Шкидские
рассказы» |
6.
А.П.Гайдар |
Е. «Синий
лапоть» |
7. Л.
Пантелеев |
Ж. «Лгун» |
8.
Л.И.Лагин |
З. «Тимур
и его команда» |
1 - , 2 - , 3 -
, 4 - , 5 - , 6 -
, 7 - , 8 - .
15. Угадай
автора, произведение по иллюстрации. Напиши фамилию автора и название возле
букв А, Б, В.
А. |
Б. |
В. |
|
16. Угадай
автора, произведение по иллюстрации. Напиши фамилию автора и название возле
букв А, Б, В.
А. |
Б. |
В. |
|
17. Прочитайте басню Л.Н.Толстого. Выполните задания (дайте ответы на вопросы).
Отец и
сыновья.
Отец приказал сыновьям,
чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит:
«Сломайте!»
Сколько они ни бились,
не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.
Они легко переломали
прутья поодиночке.
Отец и говорит:
«Так-то и вы: если в
согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да всё
врозь — вас всякий легко погубит».
А. Чему учил
отец сыновей?
Б. «Жить в
согласии». Как ты понимаешь эти слова? Объясни.
В. Подбери к
произведению Льва Николаевича Толстого подходящую пословицу.
18. Прочитайте басню Л.Н.Толстого.
Выполните задания (дайте ответы на вопросы).
Два товарища.
Шли по лесу два товарища, и выскочил на
них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался
на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым.
Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и
дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.
Когда медведь ушел, тот слез с дерева и
смеется.
– Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?
– А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от
товарищей убегают.
А. Как вы думаете, можно ли героев басни назвать товарищами,
друзьями?
Б. Охарактеризуйте того человека, который убежал.
В. Определите, какая
пословица больше подходит по смыслу к тексту?
А. Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
Б. Друг познаётся в беде.
В. Когда нет друга, и свет не мил.
Даты проведения
5а
|
17.11
1.12
15.12
29.12
|
Список изучаемых произведений на 2 четверть.
1. Л.Н. Толстой "Два товарища", "Лгун", "Отец и сыновья";И.И. Дмитриев "Два веера", "Нищий и собака", "Отец с сыном".
2. В. Даль "Что значит досуг?"
3. В.А. Вяземский "Первый снег"
4. К.М. Станюкович "Рождественская ночь"; А.И. Куприн "Елка в капельке";
А. Аверченко "Рождественский день у Киндяковых"
5. Е.А. Пермяк "Березовая роща"
Домашнее задание к 7 марта по рассказам М. Пришкина.
Комментариев нет:
Отправить комментарий